Интервью для подкаста: как сделать его лучше?

 

Большинство подкаст-форматов предполагают общение с гостями: это и короткие комментарии на заданную тему, и полноценные интервью. Поэтому важно уметь разговаривать с людьми с чувством и по делу. Мы собрали для вас полезные советы от журналистов о том, как брать крутые интервью.

Подготовка к интервью

Написать сильный сценарий для эпизода

Прежде чем искать собеседника для интервью, необходимо определиться, чему будет посвящен эпизод подкаста. Напишите подробный сценарий и разбейте его на смысловые блоки. Для каждого блока лучше приглашать нескольких участников: кто-то откажется, кому-то не подойдет формат, чье-то интервью окажется провальным. Если формат подкаста предполагает, что вы приглашаете одного гостя, то подумайте, кто лучше всего подойдет для раскрытия темы.

Составить список гостей

Как только определились с темой, переходим к поиску кандидатов для разговора. Параллельно будет разумно поискать в сети видео или аудио с их участием, чтобы послушать, как они говорят. К сожалению, хороший эксперт не всегда равен хорошему оратору, а для подкаста очень важен звук.

Всех интервьюируемых можно разделить на три группы:

  • Звезда — известная личность для широкого или узкого круга слушателей. Появление знаменитости в подкасте поможет дополнительно поднять прослушивания за счет новой аудитории поклонников «звезды».
  • Свидетель — если ваш подкаст о каких-то событиях, то логично пригласить к разговору непосредственных их участников.
  • Эксперт по теме — юрист, правозащитник, эколог, ветеринар —  чье профессиональное знание поможет раскрыть тему.

Правильно позвать и подготовить гостя

  • Чтобы гость согласился на интервью, в письме или разговоре с ним необходимо  сразу обозначить мотивацию (В чем его плюшки от записи? Например, «У вас будет возможность высказаться по важной теме домашнего насилия» или «Аудитория каждого моего выпуска около 10 000 человек») и рассказать, почему вы зовете именно его: «Я делаю подкаст про пандемию, а вы только что написали книгу про ковид».
  • Гостю надо дать понять, что он не просто имя в длинном списке, а именно тот, кто нужен для вашего подкаста.
  • Расскажите коротко о себе, о формате подкаста, о вашей аудитории.
  • Если человек решил подумать и не ответил, используйте «секретное оружие»  — повторное письмо или звонок. Психологически труднее отказать человеку, который просит дважды.
  • Иногда гость отказывается прийти для записи подкаста из-за нехватки времени, но вам очень нужен его комментарий в любом формате: попробуйте предложить запись через зум или записать ответы на диктофон самостоятельно.
  • Гость согласился — отправьте ему предварительный список вопросов (или тем), которые вы намерены задать, расскажите, сколько времени нужно на запись («для нашего получасового выпуска подкаста мы обычно записываем час материала»), как и где будет проходить запись (онлайн или офлайн) и договоритесь о том, нужно ли согласовывать записанный материал и в каком виде.

Как самому подготовиться к интервью

  • Ресерч — постарайтесь найти всю информацию о человеке: прочитайте его интервью и соберите «досье».
  • Если ваш гость часто дает интервью, постарайтесь не задавайте вопросы, на которые он уже отвечал ранее.
  • Постарайтесь понять интересы собеседника и темы, которые его могут «зацепить».
  • Составьте список вопросов для интервью, имея в виду, что это не четкий перечень, а лишь опорные пункты. Важно не растеряться во время интервью и не затягивать паузу, придумывая вопрос.

Как брать интервью

  • Держите под рукой сценарий и список вопросов и планируйте беседу таким образом, чтобы получилась классическая схема: «знакомство + раскрытие проблемы + заключение».
  • Забудьте про сценарий и список вопросов  — слушайте, что говорит собеседник, будьте режиссером и не забывайте о цели интервью. Формально следуя подготовленному списку вопросов, вы упустите интересные и эмоциональные фрагменты беседы, которые можно было развить.
  • Перед включением микрофона постарайтесь «растопить лед»: перекиньтесь с собеседником несколькими фразами о жизни, о погоде… расскажите веселую историю, которая с вами произошла утром, чтобы немного посмеяться.
  • Не будьте банальны или слишком абстрактны: вам должно быть интересно — тогда слушателям тоже будет интересно.
  • Задавайте короткие вопросы с открытым ответом (на них нельзя ответить “да/нет”), чтобы ответы гостя не превратились в заполнение анкеты.

Вы испугались, когда он достал нож? = не правильно
Что вы почувствовали, когда он достал нож? = правильно

  • Если собеседник не склонен к открытому общению или дает односложные ответы, попробуйте его разговорить. Это одна из самых сложных задач журналистики и какого-то универсального решения нет, но пробуйте. Вам кажется, что стоит развить мысль гостя, тогда смело просите: «Есть ли у вас какая-то личная истории, которая иллюстрирует этот момент?»
  • Вас не должно быть очень много в интервью, поскольку его цель — познакомить слушателей с вашим гостем. Дайте говорить ему, но и не превращайтесь в простую подставку для микрофона.
  • Не перебивайте гостя, даже если вам кажется, что он говорит не в тему или не то, чего бы вам хотелось.
  • Найдите свою «фишку», чтобы запомниться (три блиц-вопроса, советы из категории «что почитать», особая музыка или словечки).
  • Помните, что история должна быть рассказана, а вопрос решен: если вы обозначили проблему в подкасте — надо найти решение. Хотя, может быть ваша фишка — это открытый финал?
  • Экспериментируйте и будьте смелыми.

Игорь Померанцев,
журналист и поэт, автор подкаста «Померанцев переулок»

Знаете, я всегда любил выходить за рамки жанра. В Мюнхене, где я работал около двух лет перед переездом в Прагу, я позвонил директору городского зоопарка и сказал, что мне нужно взять в зоопарке интервью. Он ответил: приходите, я охотно с вами поговорю. Я сказал: извините, я бы хотел взять интервью у дикой собаки. Он ответил: ну что ж, приходите, попробуйте, не знаю, будет ли она вам отвечать. Я приехал в мюнхенский зоопарк, меня привели к клетке с волками, там была и дикая собака, я подошел к ней, начал с ней говорить. Она сначала молчала, и тогда я начал легонько  лаять и подвывать: «Гав, гав, вау, вау…». Она услышала, интервью получилось, она рассказала о своей первой любви. В эфире её рассказ идеально прозвучал вместе с мадригалом Монтиверди Lamento de la Ninfa.

 

Помните, что вы работаете в аудиоформате

  • Добавьте звуков: важно, где проходит запись интервью, можно ли использовать «звуки» окружающего мира. Если нет, то подумайте, как оживить беседу с помощью наложения звуков при монтаже. Если гость рассказывает, как не успел сесть в трамвай — добавьте звон трамвая.
У нас на сайте можно найти гид по сервисам звуковых эффектов, в котором собраны как бесплатные сервисы, так и премиальные, с авторскими сэмплпаками
  • Опишите место, где вы разговариваете или расскажите, как одет человек.
  • Добивайтесь эмоций, спрашивайте о чувствах.
  • Следуйте принципу «Покажи, а не скажи» — лучше говорить не «гость нервничает», а «мнет кофейный стаканчик» или «грызет трубку».

Игорь Померанцев,
журналист и поэт, автор подкаста «Померанцев переулок»

Когда умер Джеральд Даррелл («Звери в моей постели», «Зоопарк в моем багаже»), мне велели написать некролог. Я смешал голоса птиц, морских котиков, дельфинов, волков, слонов, макак и дал этот стон в эфир! А кто ещё имел право отпевать Даррелла?

Согласование и выпуск эпизода

Если до начала записи вы спросили, нужно ли присылать готовое интервью для согласования, то действуйте по этому плану. И примите для себя раз и навсегда решение, насколько тщательно вы будете редактировать собеседника.

Можно вырезать все слова-паразиты и паузы,  делая речь динамичнее, можно вносить минимум правок, главное, знайте, что есть герои, которым не принципиально, что их слова отредактируют, а есть такие, кому это важно. Следуйте правилу:

  • не удаляйте слова или оговорки, если они помогают раскрыть характер гостя;
  • слова можно удалять и менять местами, но не заменять своими.

В день выхода подкаста обязательно напишите об этом вашему собеседнику, поблагодарите его за беседу и еще раз попросите поделиться эпизодом в своих социальных сетях, для чего пришлите ему подводку и ссылку на эпизод.

Как берут интервью авторы популярных русскоязычных подкастов: «КиноЧетверг», «Богема и маркетинг» и «180 градусов»? Читайте в нашем тексте «Гость в подкасте. Как сделать все правильно?»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая запись
Mave: обзор нового хостинга
Следующая запись
Как улучшить описания подкаста?
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: