Несколько лет назад, когда я говорил, что делаю подкаст, люди меня не понимали. Сейчас они пожимают плечами: «А, и ты тоже?»
Фрэнк Джунг, автор подкаста Halbe Katoffl.
Вряд ли найдется в мире тема, которую ещё не обсудили немецкие подкастеры. Местный рынок подкастов эксперты называют «зрелым»: на немецком языке выходит более 30000 подкастов, а слушают их 19 миллионов человек, причем, более 8 миллионов делают это ежедневно! Стремительный рост индустрии наблюдается с 2017 года: помимо количества слушателей растут и доходы от рекламы.
Планка качества для создателей подкастов поднята высоко: на рынке представлены профессиональные студии, крупные бренды, медиа-корпорации, бюджеты производства весьма велики. Это не отменяет нишевых инди-подкастов, но усложняет им путь к успеху. В Германии присутствуют все существующие форматы подкастов, но больше всего здесь любят разговорные шоу и даже придумали для них специальный термин Laberpodcasts (бла-бла-подкаст).
ТОП-5 любимых тем: политика, кино, развлечения, спорт, музыка.
Ещё один разрыв шаблона о молодой аудитории подкастов: как известно, Германия входит в десятку стран с самым старым населением в мире, так вот, согласно статистике, каждому третьему слушателю немецких подкастов 50 лет и больше.
Началось всё с порно… и Ангелы Меркель
Первыми подкасты для себя открыла индустрия порно. Как в 1970-е благодаря фильмам для взрослых кассеты VHS превратились в главный тип носителей информации, так и в 2005-м появились спрос и предложение на такие подкасты, вернее, «порнокасты». Apple даже пришлось ввести родительский контроль в iTunes, после чего аудитория испарилась.
Но подкасты поддержали политики. В 2006 году своё еженедельное шоу запустила Ангела Меркель, мать политических подкастов. Её высказанные через подкаст мнения часто становились информационным поводом и цитировались в традиционных СМИ. Это подогревало интерес как слушателей, так и других немецких политиков. Вскоре и они решили выступить в новом для себя амплуа.
Лучший пример — Кристиан Линднер, лидер либеральной Свободной демократической партии Германии. Он ведет подкаст 1 Thema, 2 Farben («1 Тема, 2 Цвета»), куда приглашает собеседников из разных слоёв общества, поговорить на актуальные темы.
В Германии давно оценили влияние подкастов на умы граждан: во время пандемии Федеральное правительство Германии запустило информационный подкаст Corona aktuell, где обсуждало коронавирусные темы. Как оказывается экстренная помощь? Кто организует перелёты домой граждан Германии из-за границы?
Вслед за политиками заговорили эмигранты
Ещё одна важная тема, которая обсуждается с помощью подкастов: расовая дискриминация в Германии. О своих проблемах заговорили эмигранты.
Два журналиста с палестинскими корнями, Марсель Надим Абуракиа и Малкольм Оганве, в подкасте Kanackische Welle («Канакская волна»*) говорят о расизме, мужественности, межкультурной напряженности, музыке и сложности идентичности. Ребята делают большую работу, проводя исследования эмигрантской среды, но какие бы темы они ни затрагивали, стараются делать это с юмором.
*Kanake (полинез. «человек») — обидное в Германии прозвище для иностранцев, чаще всего турков. Но немецкие турки второго и третьего поколения стали сами себя так называть. Есть даже канакский язык, смесь немецкого и турецкого.
Похожий формат, но уже две девушки-ведущие: Рефие, внучка турецких гастарбайтеров, и Сорайя, чьи предки из Ливана и Венесуэлы в подкасте Chai Society («Чайное общество»), обыгрывая название, выпивают бесконечное количество чая и говорят о дискриминации, феминизме, самоопределении, межкультурной любви. Пытаются понять, почему их воспитывали более строго, нежели немецких девочек.
А южнокореец Фрэнк Юнг приглашает в свой подкаст Halbe Katoffl эмигрантов и дает им выговориться, рассказать свои истории.
Больше подкастов от эмигрантов.
Как немцы слушают подкасты: Spotify и всё-всё-всё
В 2015 году в Германию, вотчину Apple, пришла шведская компания Spotify. Сейчас это самая популярная платформа для прослушивания с долей рынка в 40%. За ней следуют YouTube, аудиотека ARD, а Apple Podcasts занимает только четвёртое место.
Именно с Германии Spotify решила начать свой эксперимент с оригинальным контентом: в 2016 году они наняли сатирика Яна Бёмерманна и музыканта Олли Шульца и запустили разговорный подкаст Fest & Flauschig («Твердый и пушистый»), который транслировался через приложение.
В 2017 году подкаст стал самым скачиваемым в Spotify, а с 2020-го стал выходить дважды в неделю. О популярности шоу также говорит тот факт, что благотворительный аукцион на Ebay, где были выставлены личные вещи Бёмерманна и Шульца, собрал более 50 тысяч евро.
Подтверждением успеха подкастинга и Spotify в Германии стало появление в мае 2021 года нового юмористического подкаста Podcasts — der Podcast («Подкасты — Подкаст»), где пародируются уже существующие на рынке подкасты. Создатели обещают пародировать голоса и манеру речи ведущих «золотого поколения», их запоминающиеся фразочки и внутренние шутки. Своего рода «Аллея славы» подкастов.
Интересно то, что в разных приложениях слушатели интересуются иным контентом, например, самая популярная в Apple категория, новостные подкасты (23,3%), в Spotify набирает лишь 8,3%. Здесь предпочитают новостям комедийные шоу (23,5%).
Берлин — подкаст столица Германии
Если говорить о географии: в Берлине слушают подкасты на 10% больше, чем по всей Германии. Здесь каждый второй потребитель аудиоконтента слушает подкасты, что превращает Берлин в подкаст-столицу Германии.
Нарративы в стиле Netflix
Ещё один интересный тренд немецкого подкастинга: медиа-корпорации по отдельности и вместе вкладываются в создание крутых нарративных подкастов или даже аудиосериалов в стиле Netflix.
Faking Hitler / Фальшивый Гитлер (от Stern Podcast, 10 эпизодов)
25 апреля 1983 — страшный день для немецкой журналистики. В журнале Stern вышла новость об обнаружении дневников Адольфа Гитлера 1932-1945 годов. Журнал купил дневники у художника Конрада Куяу за 9,3 млн немецких марок. Отрывки опубликовали, но рукописи оказались подделкой.
Эта детективная история вновь стала актуальной спустя 35 лет, в 2018 году. Стимулом покопаться в прошлом Stern, скорее всего, стал скандал с разоблачением репортера Der Spiegel Клааса Релоциуса.
В подкасте Faking Hitler авторы используют оригинальные кассетные записи (хотя кто им теперь поверит?) переговоров репортера Герда Хайдемана с фальсификатором, современные интервью с причастными к событиям людям, а также придуманные цитаты из «дневника Гитлера». В 2022-м выйдет одноименный мини-сериал.
Paradise Papers / Райские документы (от NDRinfo, 7 эпизодов)
Paradise Papers — материалы о деятельности офшорных компаний, зарегистрированных в «экзотических» офшорных зонах, которые были обнародованы в начале ноября 2017 года по результатам расследования, организованного газетой Süddeutsche Zeitung.
Журналисты-расследователи Бенедикт Штрунц и Филипп Экштейн используют «райское досье» в качестве настольной книги, раскрывая сомнительные сделки, счета и спрятанную недвижимость немецких «сильных мира сего».
Первый художественный подкаст — Der Abgrund / Бездна (от Hörverlag Serials, 10 эпизодов)
Писательница Мелани Раабе написала сценарий для триллер-подкаста «Бездна». Он больше похож на классический радиоспектакль (этот формат также постепенно возвращается). Большой интерес к проекту объясняется отлично закрученным сюжетом, атмосферным саунд дизайном и удачным подбором актеров — у каждого главного героя в подкасте свой неповторимый голос.
История начинается с описания прохладных отношений между главным героем Винсентом и его бывшими одноклассниками. Они случайно пересекаются, идут вместе пообедать, а затем вместе отправляются в отпуск на остров…
Английская франшиза популярного немецкого подкаста
Это успех, когда твой подкаст перезапускают в США — на родине подкастинга. Так случилось с подкастом Talk-O-Mat («Можем ли мы быть друзьями?») от Spotify Original.
Формат подкаста: к микрофонам «вслепую» приглашают двух незнакомых знаменитостей, и они общаются на случайные темы, выбранные искусственным интеллектом. Во время беседы ИИ анализирует слова и фразы собеседников и в финале шоу выдает вердикт — смогут ли селебрити подружиться в жизни.
Формат шоу произвел фурор среди слушателей в Германии, вышло уже четыре сезона и этим летом планируют запуск пятого. А в США запускают английскую версию под названием Can We Be Friends?
Эксперименты с формой и содержанием
На рынке немецких подкастов жесткая конкуренция за слушателей, поэтому многие выходят на поле экспериментов.
Журналисты гамбургской еженедельной газеты Die Zeit Кристоф Аменд и Йохен Вегнер придумали подкаст Alles Gesagt («Все сказано?»), в котором берут интервью у знаменитостей до тех пор, пока у них не останется ни одного вопроса. С известным блогером Rezo беседа длилась более 8 часов.
Alles Gesagt был признан лучшим подкастом-интервью на премии Deutschen Podcast Preises 2021. Церемония вручения наград прошла 9 июня 2021 года.
Неожиданный успех вирусолога из Шарите
Конечно, год пандемии и самоизоляции внёс свои коррективы.
В начале эпидемии немецкий вирусолог из клинике Charité Кристиан Дростен запустил еженедельный подкаст Coronavirus-Update, где рассказывал, что за вирус с нами приключился и что с этим делать. Его подкаст мгновенно стал знаменитым, потому что Кристиан умеет говорить просто о сложном, а ещё потому что он излучает оптимизм. Слушатели получали два в одном: увлекательную лекцию профессора и сеанс психотерапии. Кстати, его подкаст частично перевели на русский язык. Читайте!
В Германии даже McDonald’s выпускает свой подкаст о будущем гастрономии: здесь будущее уже наступило. Есть конкуренция среди крупных медиа и студий подкастов. За слушателей борются и платформы Spotify, Apple и Deezer. В будущем успех подкаста будет зависеть не только от высококачественного и актуального контента, но и от классного маркетинга.
Советуем несколько исторических подкастов
Подкаст о повседневной жизни в ГДР Mensch Mutta: журналистка Катарина Томс разговаривает со своей матерью, которая полжизни провела в ГДР.
Подкаст о военном детстве Oma erzählt vom Krieg: пять женщин рассказывают о детстве во время войны.
Подкаст о Берлине 1920-х годов Babylon Berlin, вдохновленный сериалом «Вавилон-Берлин»: детективные истории о преступном мире немецкой столицы.
Для более въедливых ценителей Веймарской республики есть подкаст 1929 — Das Jahr Babylon: сценарист и режиссер Фолькер Хайзе рассказывает о преступлениях, переплетая повествование с культурой и историей Берлина 1929 года.
А вот тут можно посмотреть рейтинг ТОП-подкастов в Германии от Spotify.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: