Подкасты — история не только про плееры и голоса в ушах. Это ещё и эксклюзивный контент, трансляции на YouTube и встречи в офлайн. Но, чтобы делать что-то кроме основных выпусков, авторам нужна поддержка от слушателей.
В этом материале мы поговорили с Тимуром Сейфельмлюковым, ведущим подкаста «Завтракаст» и Пашей Пивоваровым, ведущим подкаста «Не занесли», о том, какой дополнительный контент стоит выкладывать, чем он помогает авторам и слушателям, и когда начинать его создавать.
Рост аудитории за счёт контента
Как дополнительный контент помогает формировать комьюнити?
Тимур Сейфельмлюков, ведущий подкаста «Завтракаст»
Чем больше каналов взаимодействия с комьюнити вы имеете (причём вы успеваете в каждом из них проявлять активность, собирая фидбек), тем лучше. Но стоит всё равно сфокусироваться на тех, где именно ваша аудитория проявляет наибольшую активность.
Именно каналы работы с аудиторией позволяют определить, какой контент и где делать. Например, наблюдая очень большую активность на наших стримах, мы поняли, что нужно делать отдельное вечернее шоу, где мы могли бы говорить о чём угодно и активно общаться с аудиторией.
К
О
Н
Т
Е
Н
Т
Павел Пивоваров, ведущий подкаста «Не занесли»
Чем больше дополнительного контента, тем больше комьюнити. Я думаю, когда слушатели натыкаются в тридцатый раз на упоминание дополнительных подкастов, понимают, как много контента откроется им за небольшую подписку и наконец решатся.
Получить доступ к новому: Patreon, Boosty и подписки Apple
Что лучше? Какой контент выкладывать и какой эффект получить?
Тимур Сейфельмлюков, ведущий подкаста «Завтракаст»
Я всё ещё придерживаюсь мнения, что Patreon лучше всего заводить в тот момент, когда появляется солидное ядро аудитории, привыкшее к вашему подкасту или проекту. Это должно быть хотя бы 100 человек, которые с вами уже несколько месяцев или год–два, и которые настолько лояльны вам, что готовы заносить денег за ваш контент.
Обычно это около 1–5% вашей аудитории. То есть, если у вас есть условно 10 тысяч человек, которые от случая к случаю генерируют вам 4–10 тысяч прослушиваний в течение года на каждый выпуск, то с большой долей вероятности они сконвертируются в 100–500 потенциальных патронов.
Павел Пивоваров, ведущий подкаста «Не занесли»
Я советую заводить Patreon как можно раньше. Пусть это войдёт в привычку. Даже если по первой там будет долларов 10–15 — это всё равно деньги. Этой суммы хватит, чтобы оплатить хостинг, заказать обложку подкаста.
Тимур Сейфельмлюков, ведущий подкаста «Завтракаст»
У «Завтракаста» за четыре года использования краудфандинговых платформ набралось уже более 600 подписчиков на Patreon и Apple Podcasts.
С Патреона мы получаем около 200 тысяч рублей в месяц: сумма флюктуирует из-за курса валют и по другим обстоятельствам. Даже со всеми заморочками с комиссией и неудобным интерфейсом он всё ещё лучше своих аналогов.
У Apple комиссия 30% и админ-панель в состоянии бета-релиза, в которой пока что много заставляющих нервничать косяков. Но Apple Podcasts — это самый удобный способ подписаться на нас для аудитории, поэтому мы туда и пошли в первую очередь.
Boosty мы даже не рассматриваем хотя бы по той причине, что у него нет собственного аудиохостинга и возможности формирования персональной RSS-ленты для платных подкастов.
Павел Пивоваров, ведущий подкаста «Не занесли»
Сейчас Patreon даёт нам больше всего прибыли, но мы и ведём его дольше всех других площадок.
Boosty работает намного быстрее, чем Patreon, но не может дать RSS.
Apple даёт пользователю возможность подписаться в две кнопки, но кроме контента никаких преимуществ. Я очень рад, что нам не приходится выбирать какую-то одну площадку. Мы хотим быть везде, где пользователю удобно.
Тимур Сейфельмлюков, ведущий подкаста «Завтракаст»
Главный совет, который я могу дать на основе нашего горького опыта, так это не обещать того, что не сможете выполнить. Мы в своё время, создав Patreon, обещали много разных плюшек подписчикам, но буквально за пару месяцев поняли, что просто «не затащим». Потому быстро переформатировали все тиры, а патронам сказали, что не обидимся, если кто-то захочет возврат или закрыть подписку.
В нашем случае ситуация сложилась так, что большинство людей заносит деньги не за какой-то эксклюзивный контент или дополнительные фишки, а ради того, чтобы поддержать наш проект. Наличие такого большого количества людей, готовых платить за твой контент, мотивирует и дальше этот контент делать.
Самый популярный тир у нас — $5 (363 рубля), он даёт доступ к подписке Zavtracast Plus, в которую входят выпуски без цензуры и рекламы немного раньше официального релиза, а также аудиоверсии нашего вечернего шоу «ДТКД». Ещё мы проводим розыгрыши среди патронов, которые заносят от $5.
Но мы стараемся не делать полностью эксклюзивный контент, чтобы у каждого нашего слушателя был доступ ко всему, что мы делаем, хотя бы в базовом виде. Разделение аудитории на обычных слушателей и платящих, получающих что-то недоступное остальным, нам кажется неправильным.
Павел Пивоваров, ведущий подкаста «Не занесли»
5$ — это не слишком большая сумма, не слишком маленькая. Отсюда начинается доступ к дополнительному подкасту «Вспоминашки» и специальным выпускам. И я бы очень советовал не забывать про более дешёвые позиции в планировании вашего Patreon, потому что мы даём ранний доступ начиная с 1$ (73 рубля), контент с 3$ (218 рублей), доступ к чату с 4$ (290 рублей) и к 5$ вес преимуществ становится критическим.
Эксклюзивы — это главная причина, по которой люди подписываются на наши платные площадки. Это даёт нам возможность вкладывать деньги в подкаст, причины делать это чаще и перспективы делать проект больше.
У нас когда-то был бесплатный чат, и эта история требовала очень много времени. Туда попадали не только слушатели, но и случайные люди. Там часто случались конфликты. Когда пользователь платит, даже небольшую сумму, за доступ к чату, он больше ценит это пространство. Поэтому за три года все конфликты внутри этого сообщества можно пересчитать по пальцам, и все они разрешались достаточно мирно.
У крафтовых презервативов много патронов?
Этот тир мы придумали как шутку, но были готовы к её реализации. В итоге мы изготовили только одну коробку для очень щедрого патрона. Он донатил нам эту сумму (200$ — 14516 тысяч) полгода, а потом снизил платёж до нормального. Я сам сделал оформление, распечатал на стикерной бумаге и обклеил коробку. Получилось кустарно, но лампово. Нет, я не знаю, пользовался ли ими подписчик, но надеюсь он ценит этот артефакт.
Подкасты на главном канале страны
Зачем выкладывать видеоверсию подкаста на YouTube?
Павел Пивоваров, ведущий подкаста «Не занесли»
История с YouTube у нас сложная. Сначала мы выкладывали туда аудиоверсии подкаста с простым видеооформлением ещё шесть лет назад, когда наш подкаст только появился и выходил на сайте kanobu.ru.
Там подкаст получал хорошие просмотры даже в таком виде. Со временем мы увели подкаст с сайта, и на нашем маленьком канале видео собирали до двух тысяч просмотров в лучшем случае, и это определённо не стоило тех усилий.
В последние годы YouTube стал главным эфиром страны. Там выходит много крупных подкастов, которые даже не нуждаются в аудио, и мы не могли долго игнорировать такую площадку.
Для нас YouTube — это и творческий вызов, и большая площадка, откуда к нам приходят новые слушатели.
Тимур Сейфельмлюков, ведущий подкаста «Завтракаст»
На YouTube больше аудитория и больше потенциал найти новый слушателей чисто органически. Да и платформа многим людям намного привычнее. Так что мы уже где-то с 86-го выпуска пошли делать не просто аудиоподкаст с картинкой, а хотя бы с веб-камерами.
В итоге наш ютуб-канал за несколько лет сильно вырос. И несмотря на то, что там всего 10 тысяч подписчиков, сейчас мы собираем по 10–16 тысяч просмотров на каждый выпуск «Завтракаста». Хотя ещё год назад этот показатель был на уровне 7-10 тысяч.
Записать видеоверсию подкаста в OBS с помощью хороших веб-камер и микрофонов, собравшись в зуме, несложно.
До пандемии мы лелеяли мечту сделать собственную студию, в которой мы пару раз в неделю бы собирались для прямых эфиров с красивым светом и кучей камер, но сейчас поняли, что лучше мы сделаем красивый свет и хорошие камеры у каждого дома, а также постепенно улучшим лайв-трансляции и видеоверсии по части монтажа, чтобы не зависеть от нашего месторасположения.
Павел Пивоваров, ведущий подкаста «Не занесли»
Единственной сложностью тут оказались деньги, потому что монтаж видео требует больше сил и стоит дороже, чем аудио. Но благодаря нашим подписчикам мы смогли позволить себе выросшие затраты.
Продолжать выкладывать видео-заглушки мы не хотели, так как всегда стараемся делать контент максимально хорошего качества.
В итоге мы запустили видеоверсию с нашими лицами без использования дорогой видеотехники и с картинкой на уровень выше той, которую показывают конкуренты. Как минимум те, кто пишется по домам.
Тимур Сейфельмлюков, ведущий подкаста «Завтракаст»
На данный момент видеоверсия подкаста у нас набирает 10–16 тысяч просмотров, а аудиоверсия где-то 35–45 тысяч прослушиваний. Видеоверсия стала приятным бонусом для рекламодателей, а также добавляет нам новую аудиторию органически. При этом стримы очень полезны для живого общения со слушателями прямо в ходе записи подкаста: они могут дополнить тему или поправить, если ты ошибся. И приятно видеть, что вместе с тобой сидит еще 400-600 человек сейчас.
Кроме того, мы неплохо получаем с донатов в ходе стримов: за месяц выходит 100-300 тысяч рублей.
Зрители часто с помощью донатов задают вопросы, на которые мы можем отвлечься на минутку и ответить. В основном мы это делаем на нашем вечернем шоу «ДТКД» на YouTube, на игровых стримах и изредка в ходе трансляции «Завтракаста», но между темами, чтобы чуть передохнуть.
Иногда нам заносят солидные суммы денег для того, чтобы мы поиграли в какую-нибудь игру. Так как мы всё равно играем во что-то время от времени, то часто мы соглашаемся пройти, например, Metal Gear Solid, Silent Hill и другие игры.
Павел Пивоваров, ведущий подкаста «Не занесли»
Мы долго не брались за трансляции, потому что работа и подкаст забирали много сил, а к трансляциям мы всегда подходим серьёзно. Сейчас мы созрели, недавняя E3 напомнила нам, как много кайфа мы получаем от совместных прямых эфиров, и мы обязательно сделаем активность на двухсотый выпуск.
Наша аудитория растёт, донаты очень поддерживают, выход в эфир — безумно приятный процесс, а видеоверсия сильно освежила наш подход к подкасту, и нам снова есть куда расти. Нам очень приятно, что люди не только слушают наши юные, смешные голоса, но и смотрят на пока ещё юные, смешные лица.
Выход за пределы
Какие ивенты и фишки ещё можно сделать?
Тимур Сейфельмлюков, ведущий подкаста «Завтракаст»
В основном «Завтракаст» проводит митапы на свой день рождения, который у нас 16 декабря. На первый в 2016 году пришло десять человек. На второй — 25 человек. На третий — около 60.
Последний день рождения в 2019 году прошёл грандиозно: более 200 человек приехали со всего мира, чтобы нас поздравить. В 2020-м году в самом разгаре пандемии наше пятилетие пришлось отметить онлайн, к сожалению. Но в этом году мы опять планируем сделать тусовку в декабре.
Кроме того, иногда я или Максим приезжаем в разные города и там устраиваем мини-встречи со слушателями. Так я встречался с ребятами в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Туле, Сыктывкаре, а Максим в Казани.
Павел Пивоваров, ведущий подкаста «Не занесли»
У нас есть сходки подписчиков платного чата, а массовое мероприятие в эпоху коронавируса точно не хочется. Делаем раза по три–четыре за год, когда хотя бы кто-то один из нас в Москве и есть настроение. Обычно мы там пьём и много шутим.
Тимур Сейфельмлюков, ведущий подкаста «Завтракаст»
У вас есть мерч: свитшоты с лого «Завтракаста». Планируете ли расширять производство?
С мерчём у нас сложная история. Нас постоянно просили его сделать, но мы никак не находили силы и возможности договориться с какими-нибудь производителями о работе на условиях drop-ship.
Первым пробным шагом стали свитшоты в 2017 году, которые мы сделали совместно с Univer Club. Мы не получали ни копейки с них, но все наши слушатели могли по сниженной цене купить их на сайте производителя. Нам сказали, что их в итоге купили около 1000 штук.
Во второй раз мы работали с британским сервисом Everpress, причём во многом из-за того, что они доставляли по всему миру, а у нас много слушателей в разных странах. В 2019 году мы за месяц смогли продать более 200 футболок и свитшотов с тремя разными дизайнами. Они очень понравились нашей аудитории, а мы с них получили более 120 тысяч рублей чистой прибыли.
Из-за пандемии многие подобные сервисы страдали в плане работы и доставки, но сейчас ситуация выправляется, так что мы планируем новый дроп мерча буквально в октябре.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: