Закрытие подкаста, наверное, главный страх тех, кто их создает. А придуманные, но не выпущенные идеи, продолжают пылиться в списках дел, свербя чувством вины.
Закрытие подкаста – это действительно грустно, но не трагично. А хранить идеи или черновики – естественно, ведь невозможно реализовать всё. Ничего страшного и стыдного в этом нет, но когда ты делаешь проект, вкладывая в него всего себя, тяжело смириться, что с ним нужно попрощаться.
Осторожно, подкасты закрываются!
На фестивале СЛЫШ прошло обсуждение, почему подкасты не запускаются и закрываются. В нём участвовали Аня Петрова (студия «Две дорожки») – у неё один закрытый и один незапустившийся подкаст, Артём Полтавцев – у него два закрытых проекта. А также Алина Данилова из «Это разве продакшн?», у которой три незапустившихся проекта, и Илья Иноземцев («План Б») – у него один незапустившийся и один замороженный, а потом размороженный подкаст.
Мы решили, что об этом опыте важно поговорить еще подробнее — со студиями и инди-авторами.
Студийное производство
Студии редко закрывают подкасты. «Либо/Либо» используют подход, при котором не закрывают проекты вообще.
Кирилл Сычев,
продюсер студии «Либо/либо»Когда у нас заканчивается сезон, мы ждем следующего. У нас нет ни одного подкаста в закрытом состоянии — они все в состоянии ожидания следующих сезонов.
Есть и другие выходы — изначально планировать только один сезон, как в случае с «В своем репертуаре», или не запускать подкасты после пилотного эпизода. Кирилл рассказал, как это происходит:
Есть случаи, когда мы придумываем пилот и его уже записали, но слушаем и понимаем, что нам не нравятся. В таком случае мы решаем закрыть проект. Или потому что автору не понравилось, или редакторы не видят нужной фактуры.
Ещё один пример, как продолжать сотрудничество с рекламодателем, ничего не закрывая, подкасты «Торг уместен» и «Город, в котором». Партнер у этих подкастов один, но вместо второго сезона «Торга» о продаже вещей на «Авито», студия выпустила подкаст с совершенно другой концепцией — о городах и жизни в них.
Но иногда случается полное закрытие проектов, как уже дважды произошло с проектами издания «Батенька, да вы трансформер».
Студия «Глаголев FM» с 2018 по 2020 годы запустила более 30 подкастов. Над ними работало всего два человека — главный редактор Евгений Бабушкин и звукорежиссёр Федя Балашов. После присоединения к изданию «Батенька, да вы трансформер» команда студии увеличилась, а количество подкастов сократилось. Большую часть закрыли, некоторые, как «Искусство для пацанчиков», стали независимыми проектами.
На вопрос, почему произошли такие большие перемены, уже бывшая издательница «Батеньки» Алёна Белякова отвечала нам в интервью так:
Подкастов было слишком много, они развивались неравномерно, и мы приняли решение сконцентрироваться на одном новом — «Тёмной материи».
Чуть позже появились проекты «Бежать» — о беженцах в современном мире, и «Внутри секты» — о вере людей в не подтвержденные современной наукой вещи.
В апреле издание выпустило свой последний на данный момент подкаст «Без голоса», посвященный Московскому делу. Кажется, сейчас выход новых проектов прекращен из-за банкротства самиздата.
Один в поле, и тот подкастер
Ведущие Пётр Иващенко, Инна Королёва и Николай Гринько много лет обсуждали фильмы в подкасте «Полкино», а потом их вещание резко оборвалось. В группе «Вконтакте», посвященной проекту, до сих пор ежегодно отмечают дату рождения подкаста и пишут комментарии с просьбой возродить проект. Артём Полтавцев делал проект «Русский Детройт» один, и закрыл его через 2,5 года, объявив об этом в прощальном выпуске. Почему так произошло мы спросили самих авторов:
Сколько лет существовал ваш проект? Кто был его основной аудиторией и насколько большой она была?
Артём Полтавцев: «Русский Детройт» выходил два с половиной года раз в неделю. За время существования подкаста я всего одну неделю пропустил, когда делал операцию по зрению и не смог вовремя выпуск смонтировать. Один выпуск подкаста собирал примерно двенадцать-пятнадцать тысяч прослушиваний.
Николай Гринько: «Полкино» существовало 11 лет. Мы начинали как видеоподкаст, но довольно быстро ушли в эфир радиостанции «Маяк», где и вещали всё остальное время, правда, с довольно большими перерывами.
Что стало причиной закрытия подкаста?
Артём: Подкаст закрылся из-за того, что у меня не получалось совмещать работу над ним и основную работу. Я сам прорабатывал темы, сам искал гостей, сам делал монтаж. И в какой-то момент это стало отнимать слишком много времени. Мне стало сложно работать на основной работе, а она всё-таки мне приносит деньги. Подкаст тоже их приносил, но не такие большие — на них нельзя было полноценно существовать. Поэтому я решил отказаться от ведения такого сложного регулярного подкаста в пользу работы. Потому что на мою жизнь это оказывает влияние гораздо больше, и я чувствую от этого больше отдачи.
Николай: Подробно рассказать, к сожалению, не смогу, поскольку о причинах закрытия никто из ведущих подкаста ничего не знает. Как только мы стали радиопрограммой, все решения стало принимать руководство радиостанции. «Маяк» менял форматы, ведущих, снимал и ставил в эфир программы (что абсолютно нормально для любой радиостанции), и в результате «Полкино» сначала отправили на каникулы (довольно долгие), затем вернули в эфир, а потом закрыли.
Это решение далось тяжело, или оно стало логичным, безболезненным?
Артём: Я не думаю, что такие решения бывают легкими, но к этому всё шло. Я два с половиной года занимался одним и тем же форматом. Я, конечно, развивал и пытался улучшать, но появилась некоторая усталость. Нельзя два с половиной года делать одно и то же и рассчитывать, что не выгоришь. Я выгорел и устал, поэтому завершение подкаста выглядело логичным, хоть я и переживал.
Николай: Безболезненным оно, конечно, не было, но и большой трагедии мы из этого не делали. За 11 лет мы сказали почти всё, что могли сказать. К последнему году существования стали очень заметны повторы в подходах, схемах и прочих вещах. У любого проекта есть конечная жизнь, и мы прожили её до самого конца.
Готовили ли вы слушателей к тому, что вскоре проект закроется? Нужна ли такая подготовка?
Артём: Особой подготовки не было, но перед закрытием я ушел в небольшой отпуск, слушатели привыкли, что подкаст не выходит каждую неделю. А потом я выложил последний выпуск, в котором расставил все точки над «i». Он довольно сопливый получился, я там много рефлексировал по поводу проекта, и, понятное дело, это было тоже тяжело
И записывать этот выпуск было тяжело и слушать, я думаю, тоже. Но в нем я более-менее ответил на все вопросы слушателей и с чистой совестью закрыл проект.
Николай: Подготовить мы никого не успели, поскольку даже для нас закрытие было неожиданностью.
Как отреагировала аудитория на закрытие подкаста?
Артём: Самая запоминающаяся реакция это, наверно, когда одна девушка, которая работала в посольстве России и Палестине написала мне, что часто слушала «Русский Детройт» в дороге между Палестиной и Израилем. Это, конечно, очень интересное дело, я, записывая подкасты, даже не подозревал, что в такой ситуации кто-то может его слушать.
Николай: Конечно, почти никто не радовался тому, что нас закрыли. Всем казалось, что это опять «отпуск», и мы вернемся. Мы не могли даже ответить на вопрос — навсегда закрылись или на время. Просто не знали этого. Но группа ВК до сих пор существует, люди по-прежнему общаются там, пишут поздравления с праздниками, пожелания и так далее.
Слыш, закрыто!
В итоге на фестивале «СЛЫШ» получилась и дискуссия, и терапевтический разговор о разных подходах к проектам, и обсуждение рисков получения обратной связи перед публикацией подкаста.
Участники пришли к одновременно простому и сложному выводу: закрытие подкаста — это нормально. Так происходит довольно часто, поэтому вы в этом не одиноки, если закрыли свой проект. Он должен быть в кайф, а если этого нет, тут процитируем Аню Петрову: «Прекращение проекта поступок разумного, а не слабого».
Итак, почему и когда закрываются подкасты?
- не удается найти рекламодателя
- отсутствие достаточной монетизации
- выгорание автора
- пилот не соответствует ожиданиям
- страх показать проект аудитории
- автор не рассчитал силы
- показатели подкаста не соответствуют запланированным
- нет удовольствия от проекта
А закончим статью прекрасной фразой Алины Даниловой:
Если вы закрыли подкаст, это не делает вас плохим подкастером
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: