Будь или не будь: стажёрские вакансии в подкастинге

Статьи

По данным исследования, которое мы делали в начале сотрудничества с «БУДУ», всего 8% работодателей предлагают вакансию стажёра. Однако такая позиция – не редкость. Это возможность попасть в место, о котором ты мечтал, и попробовать свои силы в новой роли. Особенно, если пока нет опыта, а подкасты интересны.

Отклик на вакансию – это всегда волнительно. Вдруг оттолкнёт возраст или отсутствие опыта? Вдруг допустишь ошибку и не заметишь? А можно ли задавать вопросы руководителю или это наглость? Такие вопросы и ещё десяток других могут возникнуть у потенциального сотрудника (проверено на себе). В итоге количество вопросов может перевесить, и человек не откликнется. Поэтому мы попробуем ответить на часть из них вместе с теми, кто проводит собеседования и нанимает людей в команду.

Это первый материал из серии, в которой мы будем изучать рынок труда подкастов.

Работодатели

На что вы обращаете внимание в отклике в первую очередь?

Алина Яськова, «Это разве продакшн?»: В первую очередь на заинтересованность в развитии именно в сфере подкастов и хотя бы минимальную наслушанность. Плюс, обычно мы ищем кандидатов под конкретный проект, поэтому важно, чтобы человека увлекала та тема, на которую он будет работать.

Кристина Вазовски, «ТОЛК»: У нас разные запросы к опыту, к персональности человека, в зависимости от вакансий. Но есть общие штуки, на которые я обращаю внимание. Мы всегда, в любом описании вакансии довольно конкретно прописываем, что и в каком виде мы хотим от человека увидеть. Например, какую тему письма, что должно быть в этом письме. Обычно это короткий рассказ о себе плюс ссылки на социальные сети, иногда еще тестовое.

И чаще всего я просто смотрю на формальное соблюдение этих требований и на этом уже очень многие валятся, потому что невнимательно читают, не обращает внимания на детали. И для меня это уже звоночек. Плюс я смотрю всегда на оформление этих писем: на то чтобы шрифты не скакали, чтобы это не был очевидный копипаст, и просто как человек себе рассказывает. Например, если мне пишут «Вы», я вижу, что он не понимает специфику, за мной не следит.

Что вас привлекает в отклике на вакансию? Что может оттолкнуть?

Алина: Привлекает, когда человек четко и структурно формулирует свои мысли и может связать имеющийся опыт с задачами в подкастинге. Отталкивает, когда люди пишут слишком восторженно: кажется, что такой человек скорее фанат, и будет не очень серьезно относиться к задачам. Еще отталкивают письма, которые наоборот наполнены канцеляритом

Возраст нас может оттолкнуть, если мы понимаем, что целевая аудитория совершенно в другой категории.

Кристина: Я не обращаю внимание ни на пол, ни на возраст, ни на город и страну проживания, или там имя и фамилию – это все неважно. Единственное где может быть звоночком возраст, если, например, мы нанимаем на руководящую позицию. И тут мы хотим, чтобы человек на похожей позиции проработал минимум три года и имел опыт управления командой не меньше двадцати человек. В целом, отталкивает невнимательность, неграмотность и то, что человек не знает, куда он пишет, или как он формулирует свои мысли.

Каких знаний и навыков часто не хватает новым сотрудникам?

Алина: Бывает по-разному! У каждого свои сильные и слабые стороны, как везде. На ассистентских позициях обычно очень слабое представление о рекламе, но, мне кажется, это окей, так и должно быть.

Кристина: Если базово, то у людей не всегда развит навык самореализации и ведения диалога, чтобы это не превращалось монолог с одной стороны. Важно уметь уверенно, приятно и спокойно рассказать о себе, о том, что интересно. Спрашивать, а что вообще нужно, и послушать, что тебе говорят.

Какие вопросы вы бы хотели услышать от кандидата?

Алина: Не могу сформулировать конкретные, но сами по себе вопросы от кандидата, считаю хорошим знаком. Часто по ним видно, насколько на самом деле человек заинтересован и погружен в тему.

Кристина: Я очень ценю в людях, когда им самим интересно и важно, куда они идут работать. И когда потенциальные сотрудники спрашивают меня: «А что у вас за команда? С чем мне придётся работать? Какие у вас ценности? Какие у вас задачи? Что у вас принято, что не принято? А вы, вообще, ребят, про что?». Здесь очень важно, чтобы это не было форме допроса, это всегда про партнерство. Я спрашиваю про то,  что интересно и нужно мне, а этот человек спрашивает то, что интересно и нужно ему.

Для вас важнее: опыт человека или его готовность учиться? Готовы ли вы обучать?

Алина: Зависит от конкретной позиции. Мы готовы вкладывать в ребят-ассистентов, хотя приветствуем, когда у них уже был опыт в подкастах. Так как мы независимый продакшн, порой нам сложно найти время на обучение. Если мы ищем человека на позицию, например, сейлза, то без соответствующего опыта никак. Но и порядок оплаты, например, этих вакансий очень разный.

Кристина:

Мне кажется, что нет такой какой-то позиции, где можно сказать: «Всё! Развитие закончилось, мне больше ничего не надо».

Это странно и противоречит нашим ценностям. Но часто из-за специфики индустрии – никого не учат подкастингу. Да, уже начали учить подкастам в университетах, но, условно говоря, никто не выпускает готовых специалистов. Поэтому доучиваться в процессе приходится примерно всем. Мы учим, и у нас очень развит рост в компании: если ты хочешь, то можешь брать больше зон ответственности, проектов, развиваться, больше денег и так далее. Это супер приветствуется.

Но есть позиции, где человек может вырасти до неё условно за полтора года, а нам нужен функционал уже сейчас. Тогда мы больше смотрим на людей, которые уже умеют и будут расти, но базово закроют всё, что нам нужно, прямо сейчас.

Сколько времени вы даёте новому сотруднику на адаптацию?

Алина: По опыту, если мы не совпадаем, прощаемся максимум через пару месяцев. Но это сложный вопрос: бывало такое, что в первый месяц всё было супер, а потом рабочий процесс разваливался за пару недель. Бывает и наоборот. Не угадаешь.

Кристина: Нет какого-то чёткого времени, сколько мы даём на адаптацию. Типа: «В течение месяца адаптируйся или умри». Но у нас есть практика, если мы ищем человека на замену кому-то, кто переходит на новую должность, первые две-три недели старый сотрудник и новый работают в паре. Так происходит постепенная передача дел, а не «в омут с головой». Так, конечно, иногда тоже случается, но обычно у нас есть специальный онбординг, гид по адаптации.

Команда студии «ТОЛК» на отдыхе

Есть ли какая-то распространенная ошибка, на которую вы бы хотели обратить внимание будущих кандидатов, чтобы они ее не допускали?

Алина: Когда люди путают большую любовь к прослушиванию подкастов с готовностью работать в них.

Кристина: Типичных ошибок есть много на разных этапах. Чтобы не ошибиться на этапе подачи заявки на вакансию, нужно всё внимательно прочитать и сделать ровно то, что тебя просят. А если ты вдруг делаешь по-другому, рассказать, почему. Покажи, что ты слышишь, видишь, читаешь. Если ты приходишь на собеседование – личное или онлайн – приходи вовремя или заранее, настрой хороший звук и интернет. Короче, ответственность и системность важны для любой должности.

Можно ли к вам «постучаться» на стажировку по своей инициативе?

Алина: Можно! У нас не всегда есть вакансии, но конкретно сейчас мы готовим к запуску новые проекты, где порой нужна помощь, а еще скоро будем искать ассистента в родной «Это разве секс?». Мы всегда оплачиваем труд ассистентов и стажёров. Единственное, мы не можем оформлять практику для университета.

Раньше я нормально воспринимала, что в креативной среде почти все стажировки неоплачиваемые. Но последние пару лет переосознаю это, и сейчас для меня «стажировка» перестало звучать как неоплачиваемый труд. Стала понимать, что это необязательно и не везде, и это скорее какой-то конструкт, который нужно менять Собственно, в продакшне стараемся не следовать этому.

Кристина: Мы не очень часто берем стажеров, потому что:
а) я верю, что любой труд должен быть оплачен;
б) порой это дороже обходится, и нам гораздо легче нанять специалиста, чем обучать.

Потому что стажёрам нужно давать обратную связь, с ними нужно разговаривать – это менеджмент, а на него уходят силы. Но вообще всех призываю писать нам письма на hr@tolktolk.me. Рассказывать о себе: почему вы хотите у нас работать, в чём ваши сильные стороны. У нас постоянно открывается вакансии, и если вы классный человек, мы вам напишем и просто так. Мы всегда рады новым людям.

Рассматриваете ли вы как опыт студенческие/авторские проекты кандидата?

Алина: Безусловно да! Наш первый подкаст «Это разве секс?» сам вырос из студенческого проекта и это был один из самых полезных опытов в Вышке.

Кристина: Я вообще не смотрю на CV и на список компаний, я смотрю на адекватность человека, на то как он про себя рассказывает, на какие вещи ставит акценты и тому подобное. Я не очень рассматриваю студенческие проекты – для меня это не плюс или минус, для меня это никак. В духе «Я во втором классе школы выиграл олимпиаду по математике», потому что это все существует слишком в вакууме. Но какие-то авторские штуки – вполне себе.

Сотрудники

Альбине Ахатовой 24 года, она из Москвы. Ане Кострюковой 26 лет, она тоже из столицы, но другой – Санкт-Петербурга. Ещё одной историей стажёрства с нами поделилась Полина Агаркова, которая из университета попала в студию «Либо/Либо». Мы поговорили о том, как девушки искали вакансию, какие этапы отбора проходили и как прошёл процесс адаптации к должности.

Был ли опыт работы в подкастинге или в смежной области?

Аня Кострюкова: Пять лет я работаю в PR — в Doing Great Agency я руководитель PR-отдел, работала над культурными проектами: фестивали STEREOLETO, ROOF FEST, концерты Дженнифер Лопес, alt-J, «СПЛИН», Jungle, «АИГЕЛ». Мой опыт — скорее смежный, при этом все механики, софт и хард скиллы очень легко ложатся на подкастинг. С декабря 2020 года я в «ТОЛК» PR-менеджер и с недавнего времени — руководитель отдела продвижения «ТОЛК».

Альбина Ахатова: Был опыт в подкастинге на протяжении двух лет. Он начался с того, что я захотела сделать аудиокнигу, начитала себе несколько поэм и рассказов. Оформила по звуку — понравилось.

Решила сделать курсовую про подкасты, а потом диплом. И дальше делала подкасты на бывшем месте практики в «Летней школе» и на работе в «Трансперенси Интернешнл». Сейчас уже перешла в Strelka Institute и команду «Это разве продакшн?».

Полина Агаркова: Это было весной 2019 года. Я училась на менеджменте в «Вышке» и писала диплом о том, как бренды могут использовать подкасты для продвижения. Центральная часть моего исследования включала интервью с главными подкастерами на русскоязычном рынке, и мне удалось познакомиться с Ликой Кремер и назначить с ней интервью.

Мой главный опыт в подкастинге заключался в том, что я слушала очень много подкастов. А во время стажировки я стала слушать еще больше. И стала слушать на английском, а там оказалось куча бриллиантиков, которые я до сих пор нежно храню в сердце и регулярно слушаю — Heavyweight, Reply All, This American Life.

Мне кажется, что это самое важное. Научиться монтировать, включать запись, искать гостей и договариваться с ними можно в процессе. Но все это бессмысленно, если у тебя нет понимания, что такое хороший подкаст, как он звучит, как он устроен, как в нем рассказываются истории. И вот это понимание, оно приходит, только если ты очень много слушаешь и анализируешь.

Как вы нашли вакансию, и чем она привлекла?

Аня: Осенью 2020 года я написала Кристине с предложением пригласить в ее подкаст «Это Провал» группу «АИГЕЛ», за PR которой я отвечаю. Мы сделали классный выпуск, и чуть позже — в декабре 2020 я увидела в телеграм-канале «Это Провала» пост с вакансией стажера в партнерский отдел. Я не искала работу, но увидела этот пост — и через несколько минут написала Кристине в личку, что каждая строчка в описании вакансии про меня, и я хочу быть стажером в «ТОЛК»! Мне вообще было неважно, что я иду на позицию стажера, имея большой опыт за плечами. Я очень хотела поработать с командой «ТОЛК» и получить знания по подкастам, поэтому готова была обучаться всему быстро. Через пару дней мы с Кристиной созвонились в зуме и больше никогда не расставались.

Альбина: Нашла вакансию в телеграм-канале Podcasts.ru со ссылкой на сервис «БУДУ», привлекла возможностью подработки и небольшой занятостью.

Полина: Я не воспринимала это как вакансию — просто шла брать интервью для написания диплома. Но тем, кто хочет стать стажером в подкаст-студии я бы посоветовала много всего слушать и еще читать телеграм-каналы про подкасты. Мои любимые: let it be square (ведут Лика Кремер и Мика Голубовский), «Я весь ухо» (ведет Леша Пономарев) и podcast junkie (ведет великая Кира Тульчинская).

Как прошло собеседование?

Аня: На собеседовании мы совсем немного уделили внимание рабочим задачам, большую часть говорили про интересы и ценности друг друга, шутили и осыпали друг друга комплиментами.

Конечно, у меня было много вопросов и по существу — от «сколько часов вы работаете» до «как вы готовите отчёты». Но я понимала, что это вообще не самое важное и не нужно докучать этим сейчас, наступит момент, когда эти вопросы закроются сами по себе.

Сейчас в «ТОЛК» я в том числе провожу собеседования и придерживаюсь такого же принципа, даже будучи на стороне работодателя. Про подкасты тоже разговариваем, но чуть меньше. Найти хорошего специалиста со смежными компетенциями и обучить его подкастингу проще, чем наоборот. И пока этот принцип ни разу нас не подводил. При этом мы понимаем, что чем шире будет становится ниша именно подкаст-специалистов, тем больше будет конкуренции и выбора в пользу таких кандидатов. Но до такой точки индустрии еще нужно дойти.

Альбина: На собеседовании говорили о моём опыте работы, спрашивали про мою мотивацию, а также поинтересовались, не скучно ли мне будет на позиции младшего продюсера, учитывая мой опыт редактора, монтажера и обычного продюсера.

Полина: Я очень волновалась — это же ужасно странно, когда ты идешь на встречу с человеком, голос которого регулярно звучал у тебя в голове последний год (я фанатела от «Как жить»). Мы сели за столик, я задала все свои вопросы, а потом Лика начала задавать вопросы мне. Она спросила, какие выпуски подкаста «Два по цене одного» мне нравятся больше всего, а потом — какие у меня планы после защиты диплома. Так я стала стажером.

Чему ты научилась за время работы в команде?

Аня: Всему, что я знаю про подкасты сейчас — я научилась в «ТОЛК» с нуля. И могу уже смело учить других! В начале было страшно: как я буду делать пиар в подкастах, если я умею какой угодно пиар, кроме этого? Но правда в том, что весь опыт легко ложится на продвижение подкастов — чувство вкуса и насмотренность, умение коммуницировать с людьми и договариваться на партнерства, выстраивание дружественных отношений с медиа и лидерами мнений и так далее.

Мне сразу дали доступ к курсам студии, и это помогло мне разобраться с терминологией, форматами, инструментами работы над подкастами. Я считаю, что такой онбординг у «ТОЛК» — классное преимущество.

Альбина: Пока мы еще не начали активный продакшн, но мне уже непривычно и интересно заниматься поиском рекламодателей. Потому что это еще нетронутая мной сторона и мне интересно ее открывать.

Полина: Изначально у меня не было никакого понимания, чего я хочу. В университете меня четыре года учили делать эксель-таблички и презентации, считать финансы и управлять воображаемым заводом. Поэтому первое время я занималась какой-то административной работой и просто наблюдала за тем, как работают Лика, Катя и Андрей и училась у них. Теперь я продюсер, редактор и даже иногда автор. Сейчас я редактирую новый сезон «Либо выйдет, либо нет» и продюсирую «Хочу не могу», который мы придумали с Катей Кронгауз, и работаю над последним выпуском «Города, в котором» — подкаста о том, что нас бесит в городе. Мы сделали выпуски про шум, унылые окраины, бабушкины ремонты, а последний будет про заборы.

Реальность круче. Я часто говорю друзьям, что за два года работы в студии у меня еще не случилось момента, когда я бы подумала: это я уже знаю как делать, поэтому сейчас спокойненько сделаю. Нет! Каждый новый проект, каждая новая задачка чуть сложнее, чем в прошлом сезоне или на прошлой неделе. Я все время чувствую дикий рост.

В статье мы собрали три истории разного стажёрства. Для Ани оно было без цели заработать, но с желанием набраться нового опыта и быстрым ростом. Для Альбины позиция ассистента – возможность и заработать, и получить знания в области подкастинга, которую она ещё не освоила. Полина стала стажёром практически случайно – благодаря любви к подкастам и желанию больше о них узнать.

Пути разные, запросы работодателей – тоже. Но всем важна внимательность, умение читать вакансию и слушать то, говорят на собеседовании. Как и умение формулировать, структурность мышления.

Ещё очень важно, и это быстро считывается работодателем – понимание человеком, куда он устраивается на работу. Если вы хотите работать в подкастах, читайте о них статьи и книги, подпишитесь на инстаграмы нескольких студий. И обращайте внимание, какая подача вам ближе, чьи посты вы лайкаете, над чьими шутками смеётесь, чьи подкасты любите.

Ведь знание, куда вы идёте, нужно в первую очередь вам. Важно совпадать по направлению мысли, интересам и ценностям с будущей командой. Так будет легче вместе делать проекты, создавать что-то новое.

Пробуйте – ждите вакансию мечты или пишите по своей инициативе. И помните, что неудачное собеседование – это полезный опыт, а не крест на карьере. Пробуйте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущее интервью
О названиях подкастов. Заметка Александра Головина
Следующее интервью
Обложка как визуальная часть подкаста
Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: