15 советов для вашего подкаста от Алекса Блумберга

«Самые честные медиа — аудио» — фраза, с которой я бы хотела начать этот краткий пересказ 10-часового курса от Алекса Блумберга по сторителлингу.

Почему эта тема очень важна? Потому что, несмотря на обилие жанров в подкастах, на мой взгляд, нарратив является самым вовлекающим, и одновременно самым сложным видом контента. Но если вам удастся вовлечь людей в свою историю, поверьте, это будут самые благодарные и преданные слушатели!

Этот курс записан много лет назад, но остается до сих пор очень актуальным. Найти и посмотреть его (в оригинале) можно на сайте Creative Life: он точно окупится полученными знаниями.

Совет I: power of silence

Сила в тишине и паузах, которые создают настроение. Пауза и заминки в подкастах так же важны, как и само повествование. Они — часть истории, которую рассказывает спикер.

Совет II: аудио как «визуальный» медиум

Даже если ты не видишь человека, ты визуализируешь то, что он транслирует, у себя в голове.

Так, Блумберг приводит в пример как готовил свой курс. Для промо он взял отрывок диалога с женой, которая случайно позвонила прямо во время записи. Он рассказал ей, что прямо сейчас записывает промо к курсу, сидя в их спальне под одеялом.

Что это дает нам? В этот момент каждый слушатель представил свою спальню, свой микрофон и свое одеяло. У всех это будет что-то свое. В подкастах человек всегда судит не по внешности, и если кто-то лжет сам себе, это слышно. Распознать ложь по голосу очень легко. Поэтому говорите открыто, детально, подробно.

Совет III: реклама должна соответствовать продукту

Идеальная реклама в подкасте должна быть такая же, как сам подкаст. Блумберг приводит в пример свой подкаст Startup. Одно время его рекламодателем была компания Mailchimp.

Mailchimp — платформа автоматизации маркетинга и почтовый маркетинговый сервис. Уже уснули на этой фразе? Как сделать такую рекламную интеграцию интересной? Блумберг решил поговорить с сотрудником компании и просто задать вопросы, на которые он сможет ответить как человек, а не как сотрудник. Например, поразмышлять, почему компания называется именно так, а не иначе. Поговорить на отвлеченные темы. Важно чтобы человек звучал как человек, и говорить с ним, пока ты не откроешь в человеке личность, а не просто сотрудника.

Совет IV: не бойтесь показаться глупым

В аудио, а особенно в интервью, важно не бояться выглядеть как идиот, открываясь другим. Если у вас есть вопрос к гостю — поверьте, у слушателя тоже он есть, если вы скептично настроены — слушатель тоже! Если вам скучно… Ну, думаю тут все понятно.  Главное, не бояться выражать свое мнение и не бояться показаться глупым.

Совет V: берите пре-интервью

Созвонитесь с гостем заранее, узнайте немного больше о его истории, чтобы потом на интервью вам было проще понимать, в какое русло повести диалог. Спрашивайте не до конца, потому что вам не обязательно узнать историю целиком на пре-интервью, главное — убедиться что история стоит того, чтобы ее записать!

Совет VI: составляйте план, но не бойтесь его нарушать

Не ходите на интервью без плана, но если что-то пошло не по плану, а в другом русле — продолжайте, меняйтесь, расслабьтесь, будьте собой.

Например, в ходе рассказа истории выяснились интересные моменты, о которых вы не знали ранее. Оставьте свои вопросы и копайте вглубь, вы всегда сможете вернуться к плану или убрать что-то на монтаже.

Совет VII: не давайте спикерам вопросы

Не давайте вопросы спикерам, иначе это не натуральный разговор, так вы теряете драму. Это правило.

Тут я позволю добавить от себя: по моему опыту, гости не часто вчитываются в вопросы подробно. Я отправляю вопросы заранее, потому что в нашем подкасте (прим.: «Несладкий бизнес») есть блок с цифрами (от зарплат до выручек и количества сотрудников) — гости не помнят эти данные наизусть, я предпочитаю согласовывать их заранее. Вопросы, которые я не хочу, чтобы они знали, я добавляю в блиц и не делюсь ими заранее.

Совет VIII: не бойтесь удаленных записей

По словам Блумберга его лучшие интервью были записаны на расстоянии. Почему? Так как некоторые фишки, которые люди обычно показывают жестами и мимикой, приходится переносить в слова, произносить и конкретизировать действия. Беседа получается красочнее.

Совет IX: ищите угол зрения

Правило или «формула», по которой делаются истории: «я делаю историю про А, и она интересна потому что В».

Например: «Я делаю историю про художников, которые нашли себя, потому что людям интересно искусство» — это очень слабая мотивация. А например, «я делаю историю про художников, которые нашли себя, потому что все люди мечтают о самореализации, а герои выпусков начали зарабатывать в 15 раз больше, поменяв офис на искусство» — это мотив, который более понятен людям.

Не так важно про что вы рассказываете, важно найти интересный угол этой истории. Хорошая проверка: если после произнесения темы тебе хочется узнать, что будет дальше — это хорошая тема.

Совет X: сила в деталях

Детали в истории — могут очень много сказать. Задавайте вопросы, которые раскроют эти детали: а как ты думал, что будет? А как это было на самом деле? А что ты почувствовал? Когда ты понял что будет вот так, то как это было? Ты сказал «дааа!» или просто подумал «хм, неплохо»?

Совет XI: сохраняйте динамику

Каждую минуту в вашей истории должно что-то происходить. 45 сек—1,5 мин — новый поворот, новая идея, новая история, эмоция. Это нужно для того, чтобы динамика в подкасте не угасала.

Совет XII: частное важнее общего

Делайте истории менее общими и более персонализированными. Например, у нас подкаст про художников и их картины. Когда мы говорим о том, что мы помним про историю художника, мы вспоминаем не те моменты, которые связаны с искусством и их творчеством, а те, что были связаны с жизнью человека, с ностальгией по прошлой жизни, с его воспоминаниями из детства и ощущениями от первых заработанных денег, первых картин, первой поездки в другую страну.

Уделите внимание этим аспектам, и ваша история станет гораздо интереснее и живее.

Совет XIII: научитесь формулировать идеи

Нужно уметь запитчить историю за 2 минуты. Не просто рассказать, а продать, почему я должен ее прослушать или купить рекламу в твоём подкасте.

Совет XIV: расскажите структуру истории

Слушателю важно ориентироваться, на каком этапе сейчас история. Более того: о чем эта история и где ее конец? Поэтому составьте roadmap of this journey и расскажите его в начале, перед тем, как перейти к рассказу.

Совет XV: прочитайте то, что написали

Если вы пишете историю текстом, перечитайте вслух. То, как вы произносите ее и как пишете — это две разные истории. В жизни у нас совсем другие речевые обороты. Чем проще предложения, тем лучше. Не усложняйте, не перегружайте, не пускайтесь в долгие объяснения. Лучше покажите все на примерах.


 

Возможно, вы не открыли для себя ничего нового. Возможно, вы, как и я, с чем то не согласны. Но однозначно этот опыт будет полезен для тех, кто хочет или уже делает нарративные подкасты. Истории — это круто!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Предыдущая запись
in DETAIL: Статистика в подкастах. Что мы считаем?
Следующая запись
Как записать подкаст на смартфон и не облажаться
Меню

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: