10 недорогих VST-плагинов для монтажа подкаста

Далеко не каждая рабочая станция полностью покрывает потребности монтажера в эффектах обработки. И даже если вам хватает стоковых модулей, вы всегда можете найти в интернете плагины, которые лучше встроятся в ваш рабочий процесс, или больше понравятся по звучанию. Я хочу поделиться некоторыми бесплатными или недорогими эффектами обработки, и попросил коллег по цеху также рассказать о некоторых любимых программах.

В этой статье я бы хотел ограничиться перечислением плагинов, без углубленного объяснения принципов работы эффектов. Если вам нужна помощь в установке плагинов — можете посмотреть эту статью.

Что такое VST?

VST — это аббревиатура к Virtual Studio Technology, то есть к универсальному формату плагинов для написания музыки и обработки звука. Это могут быть как синтезаторы и инструменты, так и эффекты обработки, которые сами не генерируют звук, а меняют звучание уже записанных голосов. Для использования плагинов понадобится DAW, или Digital Audio Workstation, это программа в которой вы монтируете записи.

Вы можете использовать один или несколько плагинов на конкретном голосе, или даже накинуть эффект на мастер-канал, чтобы обработать весь подкаст целиком. VST-плагины позволяют компенсировать недостающий функционал: если в вашей рабочей станции нет, например, де-эссера, вы можете найти и установить бесплатный сторонний плагин. Также все плагины отличаются по звучанию и пользовательскому интерфейсу, так что вы можете найти такой набор модулей, который идеально встроится именно в ваш рабочий процесс.

I. TDR Nova

 

TDR Nova — это динамический эквалайзер: он позволяет понизить или повысить громкость определенной полосы частот тогда, когда громкость этой полосы достигает нужного уровня. С помощью него я понижаю громкость сибилянтов или свиста, когда они проявляются, не затрагивая голос в остальные моменты.

Вот мой порядок действий для удаления свиста из голоса:

  • Активирую одну полосу эквалайзера, повышаю Q (добротность) до 4-6 и Ratio до 4.1 и выше;
  • Повышаю громкость полосы и и ищу резонирующую частоту (обычно свист можно найти в диапазоне 2500-3500 герц);
  • Найдя частоту сбрасываю Gain до 0, и активирую Threshold (порог срабатывания). Настраиваю его так, чтобы полоса понижала громкость только во время свиста, не затрагивая обычный голос. Понижаю Release как правило до 50 ms., чтобы полоса быстро возвращалась в исходное положение;

Подробнее о плагине: официальный видео-туториалдокументация

II. Waves Debreath

Я попробовал практически все существующие плагины для удаления вдохов, и все они либо плохо работали с речью на русском, либо не предлагали необходимой тонкости настройки. И только DeBreath от Waves при верном подборе параметров работает практически безукоризненно. Плагин платный, но на распродажах его можно купить за ~$25. Это была моя лучшая покупка, которая уже сэкономила несколько десятков часов рабочего времени.

Настройка плагина заключается в следующих шагах:

  • Область Breath: здесь отображается то, насколько определенный участок записи похож на профиль вдоха, хранящийся в плагине. Если значение breath превышает порог срабатывания — плагин считает, что это вдох;
  • Energy измеряет громкость голоса. Если энергия голоса ниже порога срабатывания, вероятнее всего, мы имеем дело со вдохом.Если значение Breath выше порога и значение Energy ниже порога, плагин считает что этот фрагмент — вдох, и понижает громкость на значение Reduction.

Если в записи есть небольшой шум, с помощью кнопки Room Tone можно подмешать тихий тон комнаты, чтобы заполнить «дырку», образующуюся при удалении вдоха.

На некоторых рабочих станциях плагин вносит долгую задержку при воспроизведении: в это время он «заглядывает» наперед и определяет, является конкретно этот фрагмент записи вдохом или голосом.

Все эти тонкости кастомизации дают возможность точно настроить плагин для конкретного голоса, и делают Waves DeBreath лучшим в категории.

Подробнее о плагине: пример использования, документация.

III. Youlean Loudness Meter

Яков Кушнир,
ведущий подкаста «Дьявол Носит Худи»

Скорее всего в вашей программе для монтажа есть встроенный анализатор громкости (LUFS), но он не очень наглядный. Для большего удобства можно скачать Youlean Loudness Meter 2. Благодаря графикам проще следить за перепадами громкости в динамике и более точно выравнивать звук. В плагине можно настроить целевые значения и так же наглядно контролировать соответствие реальных уровней тому, что должно получиться в результате. А встроенные пресеты позволят не копаться в интернете в поисках стандартов вещания для разных платформ. Выбираешь Apple Podcast и в бой. Для работы более чем достаточно бесплатной версии, PRO вариант не дает никаких жизненно необходимых функций. Тем не менее, спустя полгода работы с этим плагином я решил заплатить разработчикам просто за хороший удобный продукт и качественно проделанную работу.

Одна из частых проблем, которую я замечаю в подкастах — несоответствие требованиям стриминговых платформ по громкости. Часто финальный файл эпизода либо пережат лимитером настолько, что визуально больше напоминает кирпич, убивая всю динамику голоса и вытягивая все шумы, либо наоборот, голос очень тих.

Часто это связано с незнанием о том, что стандарты громкости вообще существуют, или же с неимением плагина для измерения громкости. Здесь на помощь придет Youlean Loudness Meter 2 — бесплатный анализатор громкости. Как правило, плагин располагается в самом конце мастер-канала, для того чтобы достоверно измерить громкость целого эпизода, уже после всей обработки.

Все стриминговые платформы предъявляют немного разные требования к громкости, но в целом, убедившись в том что Integrated LUFS равен -16 или -14, можно быть уверенным в том, что эпизод будет звучать одинаково на всех платформах, и слушателю не придется крутить ручку громкости, переключаясь между подкастами.

Больше про стандарты громкости и LUFS можно прочитать здесь, или в этом видео.

Подробнее о плагине: документация

IV. Loudmax

Для того чтобы быстро подогнать громкость к -16 LUFS я иногда использую Youlean Loudness Meter в связке с максимайзером Loudmax. Он очень прост в использовании, и в него встроен True Peak Limiter, которого мне не хватало в моей рабочей станции. Его ценят в музыкальном мастеринге за способность максимизировать громкость не окрашивая звук, а я же просто люблю его минимализм.

Поставьте LoudMax перед Youlean, установите параметр Out на -1db, и вытягивайте голос понижая Threshold, пока Loudness Meter не покажет стабильные -16 LUFS. Это довольно простой, но рабочий способ подогнать громкость аудио к требованиям стриминговых платформ.

V. T-De-Esser

Николас Ан,
саунд-дизайнер, монтажер

T-De-Esser — это бесплатный плагин, который занимается уменьшением громкости чрезмерно шипящих и свистящих согласных. Помимо того, что он бесплатный, он еще и простой, и идеально подойдет для новичка.

Интерфейс плагина предоставляет доступ к следующим параметрам:

  • Processing — порог срабатывания и реакции плагина
  • Intensity — насколько сильно плагин уменьшает громкость шипящих
  • Sharpneess — насколько плавно или резко реагирует плагин
  • Frequency range — с помощью этого блока выбирается полоса где лежат свистящие и шипящие звуки.
  • Блок Level отображает то насколько сильно убраны сибилянты (красная полоса на скриншоте)

Сейчас на рынке очень мало бесплатных де-эссеров, и еще меньше тех из них, которые реально работают. T-De-Esser выделяется на фоне остальных, и станет хорошим дополнением для вашей коллекции плагинов.

Подробнее о плагине: документация

VI. Slate Digital Fresh Air

 

Fresh Air — это эксайтер, который безукоризненно работает с голосом. Он подмешивает шум в высоких и очень высоких частотах, которые обычно описывают как «воздух», «чистота» или «яркость» — это облагораживает голос, делая его приятным для прослушивания. Для меня самого стало сюрпризом то, насколько хорошо он работает даже при самых щадящих настройках.

Послушайте эти два примера и попробуйте сами определить, какой из них звучит более ярко. В этих записях применена довольно агрессивная обработка, чтобы можно было услышать разницу, но в финальном материале я немного понизил силу эффекта.

Пользовательский интерфейс минималистичен настолько, что даже новичок разберется без изучения мануала: анализатор громкости в центре, две большие ручки, отвечающие за «средний воздух» и «высокий воздух» — поняв, как они звучат, вы научитесь пользоваться плагином.

По моему опыту, нет необходимости обрабатывать записи подмешиванием шума более чем на 15-30 единиц: этот эффект должен быть незаметен, так что этим плагином я хочу просто немного компенсировать недостаток того самого воздуха, не заставляя голос шипеть и бить по ушам. Далеко не каждая запись нуждается в такой обработке, так что попробуйте плагин в работе и решите сами, нуждается ли конкретный голос в окрашивании.

Подробнее о плагине: пример использования, документация.

VII. ADHD Leveling Tool

 

Я долго искал бесплатный компрессор, который можно было бы легко встроить в свой рабочий конвейер: большинство из доступных компрессоров всё-таки нуждались в тонкой настройке. Мне нужно было найти тот, который бы выдавал стабильно хороший результат из коробки. В поисках я неожиданно наткнулся на ADHD Leveling Tool, и теперь пользуюсь только им.

Помимо непосредственно компрессии, плагин эмулирует ламповую сатурацию, которую можно подмешать к голосу ручкой Drive. С изначальными настройками компрессор увеличивает громкость голоса, добавляя довольно агрессивный перегруз, который часто можно понизить до 0-10 процентов. Чуть более агрессивная сатурация хорошо работает с низким мужским голосом, если вы хотите сделать его еще более «радийным».

Интерфейс может немного запутать, потому что ручка Peak Reduction отвечает за порог срабатывания компрессора, и чем больше значение, тем ниже Threshold. При этом Gain применяется не до, а после компрессии, и, также как и Drive, связан с сатурацией: чем больше значение Gain, тем сильнее сатурация.

Сложность изучения интерфейса и принципов работы плагина компенсируется тем, что после освоения у вас в арсенале появится классный универсальный компрессор, который можно просто бросить на дорожку с голосом, зная, что он выдаст стабильно хороший результат.

Подробнее о плагине: пример использования, документация.

Также я часто слышу положительные отзывы и о другом бесплатном компрессоре — TDR Kotelnikov. У меня не было необходимости воспользоваться им, но в сообществе он популярнее, чем ADHD Leveling tool. Вот что о Kotelnikov пишет Кирилл Баталкин, ведущий подкаста «Эффект Наблюдателя»:

Кирилл Баталкин,
ведущий подкаста «Эффект Наблюдателя»

Да компрессор как компрессор, просто не тупит и не окрашивает ничего.

VIII. Waves Vocal Rider

Бывают ситуации, когда диапазон громкости речи очень высок. Некоторые гости любят 10 раз за эпизод перейти с шепота на крик и обратно. Выравнивать каждый фрагмент аудио вручную никому не захочется, а выставлять порог срабатывания компрессора по самому тихому участку такого голоса тоже не очень правильно, потому что он будет слишком пережимать громкую речь. Для таких ситуаций и подойдет левелер: этот инструмент автоматизирует ручку громкости так, чтобы голос находился в определенном диапазоне.

Я пользовался демо-версией плагина, и он мне очень понравился. Также у Vocal Rider феноменально позитивные отзывы в интернете. По моему опыту левелер звучит «натуральнее» компрессора, и я использую их в связке: компрессирую голос с очень щадящими параметрами и затем дополнительно выравниваю его левелером. Порядок обработки можно менять, также левелером стоит попробовать выравнивать не один, а целую группу голосов — попробуйте сами и решите, что именно встроится в ваш рабочий процесс лучше.

Vocal Rider обычно стоит $39 на распродажах, и эта покупка довольно быстро окупится, ведь у вас есть гораздо более интересные занятия, чем вручную выравнивать крики.

Другой бесплатный левелер, которым я пользовался, TriLeveler, предоставляет доступ к бо́льшему набору параметров. Это позволяет точнее его настроить для ваших целей, пусть и ценой немного более сложного освоения.

Подробнее о плагине: пример использования, документация.

IX. RX 8 Elements

Хоть это и не плагин, а Standalone программа, не включить RX в этот список было бы ошибкой. Izotope RX изначально предназначен для хардкорной реставрации проблемных записей, но с появлением нескольких «грейдов» в линейке — Elements, Standard и Advanced, стал доступен не только для больших студий пост-продакшена, но и для нас с вами.

RX может похвастаться одним из лучших в индустрии алгоритмом шумоподавления для голоса, отличным де-клиппером и де-кликером, модулем для удаления гула. Также вы можете воспользоваться Repair Assistant, который проанализирует файл и предложит несколько вариантов цепи эффектов для обработки.

Версию Elements можно купить на распродажах за $29, а порой Izotope устраивает аттракцион невиданной щедрости и раздает Elements бесплатно. Купив версию Elements сейчас, в будущем вы сможете воспользоваться loyalty offer и приобрести Standard по сниженной цене.

Я не представляю, что бы я делал без RX, и пользуюсь им в каждом проекте для подготовки сырых файлов к монтажу.

X. BABY Operator Smooth

 

Казалось бы, в обработке аудио придумано уже всё, что можно придумать. Сегодня никого не удивишь удалением реверберации, изолированием инструментов в песне и искусственным интеллектом в эффектах. Тем не менее, за последние полтора года стала популярна технология, которая на мой взгляд переизобрела работу со спектром звука.

Все более популярными становятся динамические эквалайзеры с приставкой «спектральный»: одним из таких и является Smooth Operator. Механизм его работы даже мне не до конца понятен, но на практике эквалайзер анализирует спектр звука и самостоятельно убирает резонансы — такие повышения частот, которых в «натуральном» сигнале быть не должно. Это может быть специфический «коробочный» бубнеж комнаты или сибилянты в высоких частотах. Используя спектральный эквалайзер, мы лишь выбираем диапазон частот, избирательность эквалайзера и силу подавления, чтобы эквалайзер «целился» в тот диапазон частот, который мы считаем проблемным. Кажется, что спектральный эквалайзер — это волшебная таблетка, возможности применения которого практически безграничны.

По отзывам в интернете, Smooth Operator лучше всего помогает избавляться от именно низкочастотного «бубнения» в речи, вызванных записью голоса в акустически неподготовленном помещении.

Технология достаточно новая, такие эквалайзеры как Soothe 2, Gullfoss или DSEQ3 стоят очень дорого, да и за Smooth Operator придется отдать 69 долларов — это довольно большая сумма для начинающего монтажера. Тем не менее я захотел рассказать о плагине. Посмотрите примеры использования на ютубе, воспользуйтесь бесплатной демо-версией и решите, стоит ли он таких денег. В любом случае можно подписаться на рассылку разработчика и дождаться скидок.

Подробнее о плагине: пример использования, сайт.

Достойные упоминания

Рынок плагинов очень велик, и одной статьи точно не хватит, чтобы рассказать даже о десятой части классных программ. Я посоветую несколько ресурсов и для того, чтобы вы сами могли следить за новыми разработками. А мои коллеги и знакомые рассказали о своих любимых компаниях и производителях.

Роман Струков,
ведущий подкаста «Животные в Студии»

Если брать плагины любимые и недорогие, то я бы, конечно, назвал такие компрессоры от Waves, как Renaissance Vox и CLA-2A. И вот почему: в них нет ничего лишнего, и потому они очень просты в использовании — а это важно, если ты любитель, а не профессионал.

К примеру, если при монтаже тебе не очень хочется разбираться во всяких там Ratio, Attack Time, Release Time или, прости господи, Threshold, то оба обозначенных компрессора подойдут как нельзя кстати, так как все, что в них нужно настраивать, это общий уровень компрессии (в Vox — Comp, в CLA-2A — Peak Reduction) и уровень громкости после прохождения сигнала через плагин (Gain). Для того, чтобы понять общий принцип такой настройки, достаточно будет посмотреть один двухминутный гайд на том же YouTube. Как по мне, это отличные варианты для тех, кто не хочет глубоко погружаться в вопрос. К тому же, оба плагина после обработки выдают очень достойные результаты.

К подобным простым в использовании, но отличным по итоговому результату плагинам я бы отнес еще и Z-Noise от Waves. Очевидно, он поможет убрать некритичный фоновый шум. Причем, как и в случае с упомянутыми компрессорами, от тебя не потребуется каких-то тайных знаний. Достаточно выбрать кусок дорожки, на котором записана лишь «тишина» (то есть нет голосов), и пропустить его через плагин, предварительно нажав кнопку Learn. Далее нажать ее еще раз — плагин запомнит частоты, которые нужно подрезать на всей дорожке. После этих нехитрых манипуляций можно включить любое место, где уже есть голоса, и, если потребуется, ориентируясь по визуализатору (там все более, чем наглядно) и поднимая или опуская ползунок Thresh, настроить «вырезание» таким образом, чтобы плагин не вредил голосам — две линии (белая — шум, зеленая — голоса) не должны пересекаться. Обычно, подобная обработка занимает секунд десять. Что может быть проще?

Вот несколько сайтов за которыми я слежу, чтобы всегда оставаться в курсе новостей индустрии:

  • Plugin Boutique — это один из самых больших магазинов плагинов в мире. Они часто устраивают распродажи и раздачи плагинов, которые оказываются даже выгоднее, чем предложения производителей. На сайте выделен большой раздел с бесплатными плагинами. Обязательно подпишитесь на их рассылку — так вы будете в курсе всех новинок и распродаж.
  • Bedroom Producers Blog — блог от диванных продюсеров для диванных продюсеров. Ребята следят за распродажами и раздачами плагинов, пишут обучающие статьи, создают подборки полезных материалов. Я захожу на этот сайт почти каждый день.
  • KVR Audio полезен тем, что на главной странице находится один большой новостной фид о плагинах и программах для написания музыки.

Павел Цуриков,
звукорежиссер студии «Либо\Либо»

Ревербы от ValhallaRoom и VintageVerb, хорус UberMod просто мёд в уши за 50 $. Часто приходится вешать эффект прямо на сэмпл, чтобы сгладить обрыв музыкальной цитаты, например, и таких сэмплов за часовой подкаст может быть несколько штук на разных дорожках. В этом случае Valhalla спасают, потому что не грузят процессор и красиво работают. Их интерфейс интуитивно понятен, а если не охота парится с настройками — выбираешь из кучи классных встроенных пресетов и крутишь одну ручку dry/wet.

Вот небольшой список компаний-производителей плагинов, за которыми стоит следить:

Что дальше?

Поздравляю, вы восхитительны! Я понимаю, что такой список плагинов выглядит большим, но, на самом деле, это капля в море. Пробуйте разные плагины не спеша, сравнивайте и выбирайте то, что подойдет именно вам. Если вам трудно самому методом тыка понять, как устроен плагин — на ютубе тысячи людей, которые в подробностях расскажут о всех тонкостях работы. Или прочитайте официальную документацию: как правило, полное описание работы умещается в пять страниц. Вы потратите несколько минут на прочтение, и эти знания останутся с вами на всю жизнь.

Кто знает, может быть в будущем вы захотите писать музыку, и для вас откроется целый новый мир синтезаторов и музыкальных эффектов обработки. Как бы то ни было, пожалуйста, получайте удовольствие от процесса, потому что это будет долгая классная дорога.

Если вы хотите обсудить статью или вам нужна помощь с монтажом — можете написать мне в телеграм

Меню
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: